tokira712

Разговорчики в раю

Не всегда женская логика


Previous Entry Share Next Entry
На "кухне" у скульптора
tokira712
Любимая Калуга с некоторых пор, а именно, с 2009 года, стала прирастать разными "чудинками". И от этого стала еще прекрасней.
Речь идет о городских скульптурах, которые так изящно вписываются в облик областного центра, фактически создавая его лицо, отличное от многих других. Автор многих этих скульптур - Светлана Фарниева.
Я встретилась с ней по поводу ее новой работы, о которой, собственно, и написала в газету. А пока материал еще верстается, решила поделиться им с вами) Тут, правда, много букв, но Светлана заслуживает большего.
Вот ее работы:
Девушка с билетиком (у входа в Калужскую драму)

Голуби

Денежный мешок

Циолковский с велосипедом


А это все о ней)

Территорию ГТРК-Калуга украсит скульптурная композиция, посвященная ушедшим тележурналистам
Герои сюжета - оператор Виктор Раудлам и Ирина Рожкова, отлитые в бронзе, «берут интервью» у невидимого собеседника. Открытие скульптуры состоится уже этим летом, и приурочено к 25-летнему юбилею компании.
Фигуры Виктора и Ирины будут представлены в натуральную величину, вес композиции составит около 200 килограммов.
Автор произведения – скульптор, преподаватель Калужского областного колледжа культуры, член Союза художников России и мастер городской скульптуры Светлана Фарниева.
«Девушка с билетиком», «Ветеран», «Денежный мешок», «Циолковский с велосипедом», «Голуби», «Мать», «Факелоносец», «Святослав Федоров» – без этих маленьких шедевров, «чудинок»–изюминок, Калуга, наверное, утратила бы часть своего шарма.
«Художник не может врать», - это признание Светланы Ивановны ложится в основу всех ее работ. Например, ради создания композиции, посвященной тележурналистам, она даже выпросила у сотрудников ГТРК старую камеру, которой, возможно, работал и Раудлам, и специальную операторскую жилетку со множеством молний и кармашков – для придания скульптуре реалистичности.


А позировать для воссоздания образа Ирины к Светлане приходили практически все подходящие по типажу сотрудницы ГТРК.
Ее мастерская похожа на кухню. В центре – каркас из гибкой проволоки, на который мастер наносит специальную пенку, оформляющую будущую скульптуру. Тут и там в творческом беспорядке расставлены уже готовые бюсты известных людей, пластилиновые эскизы («липушечки» по-Фарниевски) – прообразы будущих произведений. Среди них и тот, о котором идет речь.

На маленьком столике – веер портретных снимков Виктора.

Работа над этой композицией началась еще лет шесть тому назад. Идея, воплощенная в эскизах, все это время пролежала на полке, дожидаясь своего часа.
- Светлана Ивановна, на каком этапе идет работа над композицией сейчас?
- По фигуре Ирины уже изготовлены формы, сейчас они находятся на отливке в Москве. Формы получились примерно в тех же пропорциях, что и у «Девушки с билетиком», ведь Ирина была миниатюрной. Сейчас я работаю над образом Виктора: мне хочется немного увеличить его фигуру – для контраста, подчеркивающего хрупкость девушки.

- Почему героями вашего очередного произведения стали именно тележурналисты?
- Это же значимая и просто героическая профессия! Журналисты всегда находятся в центре событий, они в курсе всех дел. Им приходится бывать и в поле под проливным дождем, и в подвалах, и на крышах. И всегда – с камерой наперевес. Я сама по частям ее собирала – вы не представляете себе, какая она тяжелая! Об этих людях хочется оставить память.
- Вы знали Виктора и Ирину лично?
- Нет, но я видела сюжеты, созданные с их участием. Тогда я и подумать не могла, что когда-нибудь посвящу им работу. Эти достойные люди были очень молоды, и ушли из жизни в самом расцвете сил. Они – символ телерадиожурналистики. Мне важно сделать эту скульптуру как можно более реалистичной. Ведь мимо нее каждый день будут проходить сотрудники компании. И то, на что, может быть, не обратят внимание обычные калужане, обязательно будет заметно коллегам Виктора и Ирины.
- Расскажите о вашей кухне. С чего начинается работа над скульптурой?
- Со сбора материала о людях и их профессиях. Фото, предметы – поможет всё, что даст представление о человеке. Затем делается эскиз-липушечка из пластилина. Это помогает представить композицию в объеме и пространстве, дает образ, динамику. Необъемные детали могут делаться и в рисунке.
Затем на каркас из гибкой проволоки специальной пенкой наращивается фигура. Кстати, этой технологии меня обучили мои студенты. В былые времена мы выпиливали и буквально выковыривали форму на дереве, а это было очень трудоемко! С пеной работать гораздо проще: все, что не нравится или не получилось, можно исправить моментально.
Фигура из застывшей пены обмазывается глиной, и уже с глиняной фигуры снимаются формы, которые отправляются в литейную мастерскую. Но и это еще не все. Отлить скульптуру, конечно, можно и за неделю, но дальше нужно осуществить сборку, сварку, зачистку. Я обычно приезжаю в мастерскую, когда сварены и зачищены швы. Много правлю. Мне обычно не нравится, что какая-то складка потерялась, или движение ушло. Заставляю переделывать.
- Областной центр украшают около пятнадцати ваших работ. Какие из них особенно дороги вам?
- Все скульптуры очень разные, и каждая дорога по-своему. Абсолютно все дались с потом и кровью.
- А когда и у кого возникла идея оживить областной центр городской скульптурой?
- Она появилась у директора Калужского драмтеатра Александра Кривовичева, который, вернувшись из очередного заграничного путешествия, посетовал, что «у них» города изобилуют небольшими скульптурными композициями, а у нас - одни монументы. Сказано – сделано. В 2009-м появилась «Девушка с билетиком», а в 2011-м - еще пять скульптур, в том числе и несерьезный «Денежный мешок», который и открыт был 1 апреля, в День смеха. У Мешка был настоящий натурщик – маленький мешок для мелочи, предоставленный отделением Сбербанка. Мне нужно было увидеть все складки, бирочки, фишечки. И я сделала такой же, только большой. Нужно было создать ощущение, что в мешке именно деньги, а не картошка, причем, много денег! И я «проделала» в нем дырочку – будто бы от переполненности он лопается, и из него льются монеты. И мешок, кстати, получился волшебный! У всех людей, которые касались его, стали налаживаться дела, возвращаться давно забытые долги, появляться деньги на решение новых задач. Конечно, эта скульптура просто прикольная. Стеб такой, мол, хотите денег - нате вам! А вообще, хоть и не в деньгах счастье, но без них как-то грустно.
- Каких еще скульптур, на ваш взгляд, городу недостает? Какие композиции хотелось бы подарить Калуге лично вам?
- Думается, нужно увековечивать в бронзе память наших знаменитых земляков. Например, архитектор Петр Никитин. Он, как Растрелли для Питера, очень многое сделал для Калуги. Организовал практически весь центр, спроектировал Гостиные ряды, построил Каменный мост. Почему бы не установить его фигуру, например, в Гостиных рядах или в сквере неподалеку? Можно посвящать скульптуры и тем знаменитостям, которые в свое время бывали в Калуге – артистам, бардам.
А моя душа просит все-таки установить памятник Поцелую. Жаль, но эта трогательная композиция, изображающая молодую целующуюся пару, с 2012 года лежит в формах – только лей! Чистое чувство! Но изначально была задумка сделать эту композицию центром небольшого архитектурного ансамбля в театральном сквере. И если на отливку самого памятника деньги бы нашлись, то для целого ансамбля нужны дополнительные средства. В общем, в кризис, оказывается, не до поцелуев. А зря. Ведь любовь – начало всех начал! А потом уже все остальное.

Светлана не мыслит жизни без любимой работы. Сейчас работать ей приходится в основном по ночам - днем она преподает. Выбор такого нелегкого для женщины вида искусства, как ваяние, она объясняет просто: скульптура ближе к натуре – в ней есть объем. «Первым скульптором во Вселенной был Бог», - напоминает мастер.
У Светланы была хорошая школа – как жизненная, так и профессиональная. В детстве она любила лепить из пластилина лошадей, изрисовывала их изображениями все школьные тетрадки. Тогда мама отвела ее в изостудию при Пермском дворце пионеров. Потом была Пермская художественная школа, и передача «В каждом рисунке – солнце», куда Светлана посылала своих черных мустангов.
Затем девушка, «натасканная» известным пермским скульптором Станиславом Старокольцевым, поступила на скульптурное отделение Московской средней художественной школы при институте им. Сурикова.
Школа дала ей хороший шанс для дальнейшего обучения: огромный опыт ваяния, аттестат с одними пятерками и направление в Московский государственный художественный институт им. Сурикова.
Затем было распределение в Калугу, и «вкусный» заказ по оформлению библиотеки Октябрьского района, начатый архитектором Александром Курцом, и завершенный Светланой. А во время перестройки, когда заказов стало не хватать, Светлана занималась преподаванием, восстанавливала разрушенные храмы, писала иконы и портреты священнослужителей.
Вдохновение для нее – это процесс. Процесс поиска идеи, информации, формы, объема, деталей. А чтобы не спугнуть Музу, она выключает телевизор и работает только под музыку. Предпочитает классику рока, бардов, Высоцкого.
У Светланы есть достойная продолжательница ее дела, дочь Алина. Она, как и мама, скульптор, окончила академию художеств, а ее дипломной работой стала замечательная композиция – пьета «Даша Севастопольская», на которой изображена оплакивающая бойца девушка.

  • 1
Хорошие работы.По-доброму завидую таким талантливым и одержимым людям. Дай Бог Светлане побольше вдохновения!

Я ею просто восхищаюсь! Она трудяжка, очень талантливая, волевая, классная!

Повезло Калуге. Всё-таки пафосные истуканы, вроде Владимира в Москве, они не для людей, и не для жизни. Для денег, для лизоблюдства, для чьих-то амбиций. А голуби, или Циолковский с велосипедом - это теплое, и живое.

И спасибо, что нашелся человек, который вдохнул в город тепло и живость!

Когда скульптуры симпатичные, то и по улицам веселее ходить )

Конечно! А я сегодня встречалась с ветераном, который послужил прообразом для скульптуры "Ветеран". Замечательная встреча!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account